Евгений Вдовин (vdovinea) wrote,
Евгений Вдовин
vdovinea

Category:

Экскурсия по ОАО ПАТП№2 - Яловенко Н.Н: "Ну какие другие условия – работать надо!", часть 1.

Ребята, текст очень большой, я разбил его на две части. Надеюсь, вам будет интересно.

От многих друзей и знакомых я слышал, что ПАТП№2 является образцовым предприятием в своей отрасти. Я решил встретиться с директором ОАО ПАТП№2 Яловенко Николаем Николаевичем и задать ему пару вопросов, посмотреть на транспортные участки. Тем более, что мне теперь есть с чем сравнивать, так как я уже посещал МП г. Омска «Электрический транспорт» (писал об этом здесь http://vdovinea.livejournal.com/34625.html), МП г. Омска ПАТП №8 (читайте тут http://blog.bk55.ru/?p=7426) и трамвайное депо (тут - http://vdovinea.livejournal.com/34292.html). Посещением второго автобусного парка я доволен, это был самый тёплый прием, с самым продуктивным и интересным разговором и с очень вкусными конфетами. А самое главное, что имеется на предприятии – это отлаженная система управления, тут схалтурить и обмануть начальство не получится, всё очень строго, каждый рабочий отвечает за свою действия от «А» до «Я», расписывается за каждую деталь и в случае чего наказывается не только рублём, но и доской позора. С Николай Николаевичем мы поговорили не только об автобусах и о его предприятии, но и о жизни, политике, городе. Впечатления у меня от разговора самые положительные. На мой взгляд это хороший кандидат в мэры.



После недолгого знакомства я приступил к вопросам:

- Самый важный вопрос, конечно, планируете ли в этом году покупку новых машин? И если да, то каких: ЛИАЗов или иностранцев каких-либо?

- Мы работаем в основном только на ЛИАЗах, потому что ЛИАЗ – это наша машина, она ремонтопригодна, в эксплуатации податлива. Мерседесы, конечно, отличные машины, но до поры до времени, если дело дойдет до поломки, то наши слесари ещё не готовы к ремонту такой техники, да и запчасти стоят намного дороже - где их брать, у кого заказывать? Вообще, наша ментальность не позволяет нам эксплуатировать транспортные средства такого уровня, к тому же климатические условия и дороги не те. А ЛИАЗ машина проверенная, водительский состав на нее подготовлен, ремонтный персонал уже работает и знает… у наших машин коэффициент технической готовности очень высок – 0,97, и это не бутафорно, это в самом деле так, что очень высоко.Конечно, технику надо на что-то покупать, пока планируем 20 автобусов взять в лизинг. Но только на что? Но сегодня тариф на энергетику я не знаю, там и дивиденды закладываются и прибыль и рентабельность. У нас на сегодняшний день всё складывается "ноль в ноль". Мы делали расчёт тарифа с учётом приобретения подвижного состава - 22,8 р, а нам 19,28 только утвердили. На что приобретать мы пока не знаем, но будем стараться выкручиваться. В прошлом году 20 автобусов купили в лизинг, и в этом году, конечно, хотелось бы примерно столько. Хотя нам на сегодняшний день подвижного состава хватает на 100%.По покупке новых машин у нас планы есть, сейчас с Москвой прорабатываем все вопросы, с заводом-изготовителем ЛИАЗ общаемся. Вообще, машины ЛИАЗ неплохие, они у нас уже восемь лет эксплуатируется. Даже внешний вид наших машин вполне на уровне, привлекательный. А почему это так: если я буду наплевательски относиться к персоналу и производству в целом, то и водитель будет так относиться к своей работе.

01. Один из автобусов на территории парка. Все автобусы парка имеют подобную цветовую раскраску.


02. Автобус в зоне ТО-1.


- Почему, на ваш взгляд, у всех омских автобусных парков разная цена за проезд, которая подается в РЭК? Почему у вас самый низкий показатель?

- Это эффективность работы подвижного состава. И затратный механизм. Если расставлять приоритеты по затратам, то расходы на заработную плату у нас на первом месте - около 50% от общего дохода, 30% - топливо, а остальное на прочее. И если система отлажена, если есть учетная политика как положено, то затраты снижаются, в результате чего себестоимость конечной услуги ниже. Сегодня должны установиться регламентные нормативы, и они должны распространяться на всех, то есть если предприятие хорошо сработало, так деньги должны у него остаться, чтобы заинтересованность была, чтобы э/э экономили, топливо экономили, фонд зарплат экономили.

- Я знаю, вы как-то даже выступали за снижение тарифа.

- Да.

- Как вы относитесь к действию мэра Петрозаводска, которая в целях вывода предприятия из кризиса решила снизить цену на проезд в общественном транспорте с 17 рублей до 10 рублей за поездку?

- Но все же сделать ниже низшего нельзя. У них либо муниципальные заказы такие были, либо им снизили стоимость электроэнергии. Ну как можно снизить стоимость услуги, если у меня топливо было 30 р, а сегодня 34, как? А снизить я могу, только если мне разницу в тарифе возмещают. У нас 3 рубля добавляют, также и у них только не 3 рубля, а 7 рублей. Но в нашем случае такого резкого скачка быть не может. Снижение и повышение стоимости проезда надо обосновывать, мы на воде ездить не можем, электроэнергия тоже не достаётся даром. Когда я работал в администрации, мы устанавливали единую цену для муниципального заказа, с нефтезаводом сели за круглый стол, определили цену дизтоплива для муниципального транспорта в 12 р (тогда цены ниже были). Скачок был от 12 до 17-18, но муниципалам удерживали и продавали за 12 рублей. А сейчас всё шатко, если за электроэнергию вчера платили 20 коп, сегодня уже 25. Цены на дизельное топливо и мазут неудержимо растут, снижать невозможно в настоящее время.

03. (щёлкните по фото чтобы перейти на сайт с новостью).


- У купленных в прошлом году автобусов возникли проблемы с вибрацией, автобусы отправлялись на завод на доработку. Что с ними теперь?

- Это были ЛИАЗы, коробка Фоид и двигатель Cummins (каминс), 20 машин получили. У нас на предприятии за каждым закреплены машины, за которые он отвечает, за мной вот 5 машин закреплено. И я на своих машинах как пассажир ехал, чувствовал, как возникает вибрация. Не только со стороны двигателя, но и всего салона в целом. Мы подняли все гарантийные службы, писали на завод и в суд на них подали, мы доказали, что это вина завода, а не наша. На автобусах был неправильно закреплён двигатель и силовой агрегат, подушки должны колебания гасить, а их жестко закрепили, опоры не те поставили и вибрация передавалась от двигателя на кузов. Перепутали и крепления ДВС, сделали как на ярославский (ЯМЗ), а двигатель установили каминс… Если год проездить с такой вибрацией, то на второй год автобус рассыплется – вибрация его рвёт. Завод-изготовитель сегодня за свой счёт их гоняет, восстанавливает полностью крепление силового агрегата. Каждый автобус им обходится в 200 тысяч только за перегон из Омска на завод, а в общем около 500 тысяч. Мы три партии (9 автобусов) отремонтировали, пригнали, теперь они как игрушки. Сейчас мы ничего не теряем, а завод в связи с этим терпит большие убытки. Но есть взаимопонимание, мы с ними очень долго и плодотворно работаем, у меня с руководством хорошие личные отношения, и вообще, наше предприятие является как бы их лицом, они через нас продвигают свой бренд на Сибирь и Дальний Восток. Когда их дилеру говорят, что двигателя КамАЗ плохие, он кивает на наш опыт использования, на состояние двигателей после миллиона километров пробега. К нам из Новосибирска приезжали для обмена опытом, из Барнаула, из Кемерово, смотрели, каким образом мы поддерживаем такую высокую техническую готовность. Ни у кого другого претензии на вибрацию так и не приняли, а к нам приезжал специалист-представитель. Вообще спайка изготовителя и эксплуатационника – это очень здорово, это идет совершенствование машины не только для завода, но и для пассажира.-

Есть ли опыт покупки техники бывшей в эксплуатации? Может стоит купить б/у мерсы, маны и скании
?

- Я когда в Автотрансе работал, мы в Германию поехали закупать машины (Мерседесы и Манны). Поговорил с немцами, после  звоню руководителю и говорю: «Нет смысла их брать, они своё уже отходили, их подмазали, подштукатурили, подкрасили, а внутри гнилые». Капиталисты же как делают: установили срок службы, например в миллион км, как только автобус начинает подходить к этому показателю, он сразу начинает сыпаться, и его эксплуатация становится нерентабельной. Зачем нам это нужно? Да и ещё постоянно обновляется тип заменяемых деталей, обилие электроники тоже не всегда хорошо. Наш обслуживающий персонал не справляется с новой техникой, квалификация не та, климатические условия разные, дороги, металл… Если с персоналом всё можно решить – обучить, пройти практику и т.д., то от замены деталей никуда не уйдёшь. Покупать б/у технику можно с целью перебиться. Вообще предприятия должны быть ориентированы на одну марку, затрат при этом много меньше – один сорт масел, одни запчасти, опыт персонала и т.д. Так что я вообще не сторонник б/ушных машин, потому что б/ушный автобус уже свое отходил.

04. б/у автобусы Шведского произвосдтва в г. Усть-Каменогорске.


- Завод Лиаз прислал на замену три автобуса, что будет с ними - оставят как компенсацию или вернут назад на завод?

- Да, прислали - вместо тех, которые мы передали заводу по гарантии - это обменный фонд. После ремонта эти три автобуса должны вернуться на завод. Возможно, мы их выкупим, но это ещё точно неизвестно.

- Вы в своих условиях проводите капитальный ремонт двигателей?

- Да, мы делаем капитальный ремонт (КВР) автобусов. После перехода заводов-изготовителей (ЛИАЗ, ПАЗ) в частные руки началось снижение себестоимости, например, толщину напольного покрытия изменили с 4 мм до 2-х, оно стразу высыхает, лопается и стирается; если положено силовой агрегат увеличить, ставят старые силовые агрегаты, которые сразу показывают себя с не лучшей стороны. Когда произошел инцидент с некачественными автобусами, было принято 60 предложений от нашего предприятия по изменению конструкции последующих машин, в частности тех ЛИАЗов, которые идут сейчас. У нас есть чрезвычайно работоспособное ПТО, специалисты которого разработали карты на каждую машину, установили срок службы каждому узел, каждому агрегату. Капитальный ремонт и ДВС и коробок мы проводим собственными силами, и они служат не хуже новых.

05. Двигатель КАМАЗ после капитального ремонта в цеху предприятия.


- Проходит у вас обкатка двигателей на производстве?

- Мы горячую обкатку производим на машине. Меняем поршневую, блоки восстанавливаем аргоном, но чего-то глобального… нет, мы стараемся эксплуатировать правильно.

- Я знаю ПП-8 с декабря вводит систему по контролю топлива. А у вас какие подвижки в этой области?

- У нас уже давно такая система работает, лет 7 точно. Водителей очень сложно было приучить к датчикам, ему-то это не выгодно, он старается сломать его всячески, испортить. Сейчас уже более-менее привыкли, а поначалу жгли, пытались замкнуть, срывали пломбы. У нас в каждой машине стоят сканеры и специальные системы, по которым можно посмотреть и динамику движения, и расход топлива. На топливе мы экономим до миллиона рублей в месяц, при норме в 52 литра у нас факт около 46 (норма на каждый маршрут утверждается разная). Сканерами оснащены не все машины, их всего 50 штук, которые переставляют время от времени на разные машины. Этим самым мы добились уменьшения хищения, гонщиков сразу выявляем. Показатель - двигатели на наших машинах ходят более миллиона километров без ремонта, и при этом их эксплуатационные и экологические показатели находятся в норме.

- В минувшем году автопарк испытывал новую модель автобуса Марко Поло Реал. Какие впечатления от автобуса? Слабые и сильные стороны? Будет ли их закупка?

- Отвратительная машина, мы её забраковали, её производство приостановили и забрали машины. Это было совместное предприятие Бразилии и России на базе КамАЗ Bravis. Бразильцы, наверное, не в куре наших климатических условий, да и неудобная она при ремонте. Машина совершенно не готова. Мы дали около 15 предложений по изменению конструкции, они это учли и вроде бы модернизировали. Есть и положительные стороны - автобус компактный, маневренный, для пассажира очень удобный: широкие площадки, хорошие посадочные места, оптимальное их количество (21 место). А при эксплуатации выяснилось, что для водителя не удобный: сиденье неудобное, для того чтобы залить жидкость в коробку передач нужно полмашины разобрать, для того чтобы ремень заменить нужно снять все. Я считаю, это, как и с Мерседесами, делается для того чтобы их не разбирали, а просто какое-то время ездили и сразу на свалку. Нам такая машину не нужна.

06. Вот такой вот автобус - странная мордаха у него, но вид неплохой.


- Вы сказали, ЛИАЗы совершенствуют свои машины сейчас, например, в Сочи поставляют свои автобусы. К нам такие когда-нибудь придут?

- Там скорее междугородний вариант автобусов, а не городской. Он и дороже обходится. А нас пока существующая комплектация устраивает, к тому же в автобус нужно все антивандальное устанавливать, в первый раз к нам пришли сидения кожаные, мягкие, через месяц их все порезали, порвали. Даже в старых Мерседесах устанавливают вечные сидения, по ним хоть кувалдой бей, такой вот толстый пластик. За ЛИАЗом будущее, они постоянно мониторят свои машины, к нам приезжают, на период гарантии прямо переживают за свои машины, спрашивают, контролируют. В основном, конечно, в проблемах с транспортом виноваты эксплуатационщики – не научили водителя грамотно работать, автобусы неправильно проходят обслуживание. У нас 2 раза в год техминимум проводят, 50-часовая программа и по техники безопасности, и по культуре обслуживания, конкурсы мастерства проводим. По профмастерству мы являемся лучшим предприятием, у нас множество наград.

07. ЛИАЗ-5292.30 - специально для Сочи.

(фото с сайта http://fotkidepo.ru/)

- Сейчас активно заговорили насчёт транспортных карт, насколько я знаю, вопрос уже проработан, осталось дело за деньгами. Насколько вы считаете их удобными?

- Они будут в удобны как пассажиров, так кондукторов. Вообще кондуктором работается очень тяжело: это и погодные условия, билет попробуй оторви замерзшими руками, а так через терминальчик пробила и все. На сегодняшний день у кондуктора 6 видов билетов: школьный, льготный, общий… И сумка килограмм семь весит, не успеваем менять. На карту обязательно надо переходить. Конечно, у кондуктора все равно будет наличка, особенно в переходное время, ну а потом для иногородних, например, гостей города, для тех у кого нет ТК, а ехать нужно.

- Какая средняя зарплата у ваших сотрудников?
- Зарплата у наших водителей составляет 30 тысяч в среднем. Кстати, средний возраст водителей у нас 50 лет, молодых сейчас почти нет. Наш работник дорожит и именем, и предприятием, а также местом и зарплатой. А по-другому никак! Идут такие разговоры вроде вы тут акционерка, у вас другие условия… ну какие другие условия – работать надо! У нас гарантированная з/п 50/50 – тарифная ставка/дополнительное премирование и водитель с кондуктором это зарабатывает (культурой обслуживания, бережным отношением к содержанию подвижного состава), удаётся нам удержать планку уже 8 лет.(продолжение интервью во второй части).

После беседы потопали смотреть производство.

08. Первым делом заходим в диспетчерскую. Она находится в АБК вместе с общежитием и столовой.


После осмотра переходим в билетную кассу.

09. Работает круглосуточно.


10. Всё очень культурно и удобно - стоят банкоматы, висят информационные стенды.


В этом помещении осуществляется весь контроль - автобусов, территории предприятия, а также выдается наряд экипажам.

11. Водители у стойки с контролёром - получают информацию о маршрутах.


Рабочее место диспетчера впечатляет. Тут тебе полный мониторинг всех машин на всех маршрутах в реальном времени. Хочешь узнать где и с какой скоростью движется та или иная машина? Пожалуйста. Какой у неё расход топлива, отстаёт она от графика или нет, что происходит в салоне – всю информацию легко получить в любой момент.

12. Рабочее место диспетчера


Камеры расставлены по всей территории - "муха не пролетит", естественно, они работают в реальном времени.

13. Кто заехал, кто выехал, кто куда пошёл - всё видно. Подобный монитор ещё у охранника есть.


В любой момент можно получить картинку с салона автобуса - ведите себя вежливо в автобусе ;).

14. Салон полностью просматривается - да, камеры работают...


15. Движение каждого автобуса контролируется – состояние каждого автобуса указывается цветом.


Далее переходим непосредственно на производство.
Территория предприятия пустует, все автобусы хранятся в тёплых боксах, точнее резервная часть, основная масса работает на маршруте.

16. Только один работающий автобус стоит в одиночестве.


Для экономии на предприятии существует своя котельная на мазуте. В планах переход на газ.

17.


Заходим в зону ТО-1. На участках находятся несколько машин, они проходят плановый технический осмотр.
Работы по ТО-1 проводят каждые 5 000 км. Выполнение работ по ТО направлено на создание благоприятных условий работы агрегатов, узлов и деталей автобуса с минимальным износом, обеспечения контроля и подтяжки ослабленных креплений и соединений.

18.


Далее зона ТО-2. ТО-2 автобусов проводят спустя 20 000 км. пробега.

19. Основные работы проводят на осмотровой канаве.


20.


Пожалуй хватит.
Во второй части будет не менее интересно, а может даже и более. Вас ждет КВР, ТР, и много много чего интересного... :).

Читайте также.
Николай ЯЛОВЕНКО: «Мы готовы возить пассажиров и бесплатно. Но нам никто бесплатно не даст топливо».
Tags: Автобус, ООТ, ПАТП№2, Яловенко
Subscribe

  • Жизнь без автомобиля. Мой эксперимент

    Как-то раз поспорили с другом, выгоднее ли иметь личный автомобиль или ездить по надобностям на такси. Спор начался с того, что, устроившись на новую…

  • Автобус муниципальный & коммерческий.

    Весь общественный транспорт (ОТ) можно разделить на две части: частный и муниципальный (государственный). У каждой части есть свои цели, и…

  • Что и требовалось доказать!

    Друзья, я перед каждым повышением цены проезда звонил во все колокола и говорил, что это ошибка, что от общесвенного транспорта уйдёт пассажир и ваше…

promo vdovinea december 21, 2014 22:02 74
Buy for 30 tokens
Как "развязать" очередной узел, или Сколько можно наступать на грабли? Сегодня в нашей стране и городе непростая ситуация – развёрнут финансовый кризис, который приведёт к очередному спаду благосостояния граждан и, соответственно, к ещё большему дефициту местного бюджета. Сейчас…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments

  • Жизнь без автомобиля. Мой эксперимент

    Как-то раз поспорили с другом, выгоднее ли иметь личный автомобиль или ездить по надобностям на такси. Спор начался с того, что, устроившись на новую…

  • Автобус муниципальный & коммерческий.

    Весь общественный транспорт (ОТ) можно разделить на две части: частный и муниципальный (государственный). У каждой части есть свои цели, и…

  • Что и требовалось доказать!

    Друзья, я перед каждым повышением цены проезда звонил во все колокола и говорил, что это ошибка, что от общесвенного транспорта уйдёт пассажир и ваше…