Евгений Вдовин (vdovinea) wrote,
Евгений Вдовин
vdovinea

Categories:

Власти Усть-Каменогорска возвращаются к муниципальным автобусным паркам

В Усть-Каменогорске (родном брате Омска) задумались о создании муниципальных автобусных парков и выкупа трамвайного парка в муниципальную собственность. Частный перевоздчик не выполняет свои обязательства и требует компенсации из бюджета.

Классика жанра

Общественный транспорт Усть-Каменогорска в одном шаге от коллапса. Многомиллионные долги и разногласия с налоговиками в любой момент могут обернуться остановкой трамваев и автобусов. В такой ситуации городская администрация вынуждена не только искать срочный выход из ситуации, но и пересматривать всю систему взаимоотношений с транспортными компаниями. Один из вариантов "реанимационных мероприятий" — создание государственного предприятия, которое займется пассажирскими перевозками.

Пациент скорее мёртв, чем жив

Сегодняшнее состояние трамвайного парка Усть-Каменогорска не внушает оптимизма. ТОО "Шыгысэнерготрейд" держит руку на рубильнике, грозясь обесточить трамвайные линии за хронические долги. Городской электротранспорт работает "под честное слово", а энергетики идут на уступки все неохотнее. Их можно понять — долги надо отдавать.

Об этом же твердят в областном департаменте госдоходов (ДГД ВКО), обвиняя предприятие в уклонении от налогов. Речь идет о сомнительной схеме с привлечением индивидуальных предпринимателей, из-за которой бюджет недосчитался около 100 миллионов тенге.

Тяжба длится более пяти лет, и все это время счета трамвайного парка заблокированы. В такой ситуации компании затруднительно вести расчет за электроэнергию. Однако терпение энергетиков не безгранично — 23 января трамваи не встали, но это может произойти в любой день.

Судьба собратьев по транспортному цеху не стала предостережением для автобусных компаний Усть-Каменогорска, где тоже в ходу схемы с привлечением ИП. В конце концов и их настиг злой рок. В 2016 году четырем основным автоперевозчикам города — ТОО "РОСТ", "Вебас", "АТЦ "БЭСТ" и "Vosca" — ДГД ВКО доначислил недоимку: свыше четырех миллиардов тенге.

Начались ожидаемые разбирательства. В данный момент вопрос рассматривается Комитетом госдоходов РК и, если претензии ДГД признают правомерными, автобусные компании ждет судьба трамвайного парка. Уже в начале февраля их счета могут быть арестованы. И тогда только чудо позволит перевозчикам выполнять свои обязательства. Навряд ли какая-то топливная компания согласится, по примеру Шыгысэнерготрейда, пять лет заправлять автобусы в долг.

Пытаемся откачать

Что будет, если одновременно встанут автобусы и трамваи, объяснять не надо. Власти города отчаянно стремятся отсрочить подобную развязку.

Так, на последних переговорах с Шыгысэнерготрейдом акимат уговаривал перенести дату отключения трамваев с 23 января на 16 февраля. Энергетики не дали согласия, но пока напряжение подается в полном объеме.

Проблема с автобусами гораздо сложнее. Власти не имеют полномочий вмешиваться в сферу деятельности налоговиков. Хотя, как сообщил заместитель руководителя отдела экономики и бюджетного планирования акимата Усть-Каменогорска Ринат Бутажанов, союзником акимата в этом вопросе выступает прокуратура ВКО. В данный момент действия по заморозке счетов приостановлены в связи с протестом генеральной прокуратуры, внесенным в Комитет госдоходов.

Потуги властей оспорить решения ДГД вполне понятны. Ведь речь идет не о просрочке с уплатой налогов. Транспортников Усть-Каменогорска обвиняют в использовании сомнительных схем для сокрытия доходов, а это уже налоговое правонарушение. Если окажется, что из года в год обслуживание социально важной сферы доверяли компаниям, нарушающим законодательство, это ощутимо пошатнет репутацию акимата.

Не добавляет оптимизма и перспектива тотальной остановки общественного транспорта.

В такой ситуации власти Усть-Каменогорска просто обязаны искать резервные выходы.

— Хочу успокоить горожан: без общественного транспорта их не оставят, — сообщил на недавней пресс-конференции заместитель акима города Ержан Конырбаев. — Чтобы снять социальную напряженность, могу заявить, что с проблемой мы знакомы, ищем пути ее решения.

Достаточно проанализировать некоторые факты, чтобы стало понятно — в акимате Усть-Каменогорска на полном серьезе рассматривают возможность передачи трамваев и автобусов в муниципальную собственность.

Своя игра

Второго мая 2017 года акиматом Усть-Каменогорска принято постановление "О создании ТОО "Автобусный парк города Усть-Каменогорска". То есть муниципальный перевозчик может стать вполне реальным субъектом. Правда, пока не ясно, есть ли у города на это деньги?

По сведениям городского акимата, ТОО "Автобусный парк города Усть-Каменогорска" сейчас находится на этапе формирования уставного капитала. Принимая во внимание, что постановление о его создании приняли еще в мае, затраты на содержание вполне могли заложить в бюджет 2018 года. Но точной информации об этом нет.

Кроме того, в 2018 году у крупных автоперевозчиков истекает срок действия договоров на обслуживание маршрутов. Не исключено, что создаваемый госавтопарк обретет очертания аккурат к предстоящему тендеру. Кстати, при таком раскладе может быть положительно решен вопрос о субсидировании пассажирских перевозок.

— Я не против, чтобы город субсидировал общественный транспорт. Но, на мой взгляд, это возможно только в отношении муниципальных предприятий, — публично обозначил свою позицию Ержан Конырбаев. — В такой ситуации мы будем уверены, что вкладываемся именно в развитие отрасли.

Комплекс мер по выкупу активов трамвайного парка уже разработан СПК "Ертис" и управлением пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО. Но, как отметил заместитель руководителя управления Асет Султанов, прежде чем принимать окончательное решение, надо дождаться результатов судебных тяжб предприятия с ДГД ВКО и АО "Банк ЦентрКредит".

Потянет ли город содержание муниципальных трамваев — вопрос открытый. Сумма понадобится внушительная, даже если нынешний владелец готов с ними расстаться за копейки. К тому же трамвайный парк нуждается в обновлении. Хотя, учитывая, что Асет Султанов с уверенностью заявляет о подготовленном комплексе мер по выкупу парка, высока вероятность, что финансы для этого также предусмотрены.

То, что государственное управление транспортом — не самая плохая идея, демонстрирует пример соседнего Павлодара. С 2006 года трамвайное управление здесь находится в собственности СПК "Павлодар". Как рассказал председатель "Союза транспортников Павлодарской области" Василий Рудаков сайту total.kz, ежедневно в Павлодаре на линию выходят 77 трамваев на девять маршрутов. Цена проезда в минувшем декабре поднялась до 80 тенге (до этого была 70), льготы предусмотрены для 15 социальных групп.

Конечно, не обходится и без проблем. В частности, весь последний год павлодарцы не могут дождаться новых трамваев от недобросовестных белорусских поставщиков. Но есть и плюсы. И главный из них — финансовая отчетность предприятия предельно прозрачна, чего не скажешь о перевозчиках Усть-Каменогорска.

Смутные сомнения

Именно непрозрачность финансов частных компаний вызвала претензии налоговой. Она же является камнем преткновения в диалоге перевозчиков с властями Усть-Каменогорска. Каждый раз, когда речь заходит о повышении тарифа, бизнесмены не устают повторять, что чуть ли не во всем остальном Казахстане перевозки дотируются из бюджета. Вот и акимату нашего города предлагают доплачивать владельцам автобусов за каждый проданный билет. Идея имела бы право на существование, если бы не одно "но". Количество проданных билетов в настоящий момент невозможно проверить.

— Данные о реализованных билетах предоставляются перевозчиком. И никакой гарантии достоверности у нас нет. Приходится верить на слово, — говорит председатель Общественного совета города Станислав Каримов.

Субсидирование перевозок сейчас ведется лишь в Астане и Алматы. Там продажа билетов производится в электронном формате, а значит, сведения прозрачны для государства. Вводить электронное билетирование, может быть, сложно технически, но ведь есть и другие способы навести порядок с учетом.

Во многих странах для учета проданных билетов применяются так называемые правила билетного хозяйства. Они регламентируют весь путь талонов — от изготовления в типографии до кармана пассажира. Контроль печати, продажи и утилизации нереализованных единиц позволяет в любой момент точно определить, какой доход получен той или иной компанией. В Казахстане нет утвержденного государством стандарта билетного хозяйства, но вводить такие процедуры на месте не запрещено.

В Астане и Алматы попытка посчитать доходы автобусных парков вызвала тяжелую реакцию. Доходило до того, что сотрудники компаний не выезжали на маршрут, намеренно разбивали терминалы в автобусах. И не мудрено. В интервью сайту 365info.kz аким Алматы Бауыржан Байбек заявил, что система позволила обнаружить неучтенную прибыль перевозчиков: около шести миллиардов тенге в год.

На этом фоне много вопросов вызывает тот факт, что усть-каменогорские компании манкируют учетом и продолжают просить субсидии, предлагая поверить им на слово.

***

Описанное выше заставляет думать, что этот клубок противоречий пора не распутывать, а разрубать. Но власти города справедливо отмечают всю сложность проблемы.

— С одной стороны, бизнес не вправе требовать субсидий своей деятельности и должен достигать поставленных задач с помощью имеющихся ресурсов, — говорит заместитель акима Усть-Каменогорска Ержан Конырбаев. — Но и мы не намерены ставить палки в колеса предпринимателям, оказавшимся в неприятной ситуации. Не можем, к примеру, просто взять и забрать трамваи в госсобственность. Все эти вопросы требуют планомерных решений в силу большой социальной значимости этой сферы.

О социальной значимости своей работы неустанно напоминают и сами транспортные компании. Вот только, как справедливо отметил заместитель акима, забота о социально важной сфере не означает финансовой и административной поддержки отдельных компаний, занятых в ней.

Муниципальный транспорт — не единственный из вариантов развития событий. Возможно, найдутся новые поставщики услуг, а возможно, старые согласятся работать по-новому. При любом исходе ясно одно: общество и власти постепенно осознают, что идти на уступки бизнесу, прощая невыполненные обязательства, — путь в никуда.

источник
Tags: администрация, трамвай, троллейбус
Subscribe

promo vdovinea december 21, 2014 22:02 74
Buy for 30 tokens
Как "развязать" очередной узел, или Сколько можно наступать на грабли? Сегодня в нашей стране и городе непростая ситуация – развёрнут финансовый кризис, который приведёт к очередному спаду благосостояния граждан и, соответственно, к ещё большему дефициту местного бюджета. Сейчас…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment